Правила информирования пациентов об их правах и обязанностях

Home / Правила информирования пациентов об их правах и обязанностях

Стандарт операционных процедур:

Правила информирования пациентов об их правах и обязанностях

 

  1. Цель: соблюдение прав пациента и его законного  представителя   во   время   оказания   медицинских   услуг в КГП на ПХВ «Городская поликлиника №36» УОЗ г. Алматы (далее — Поликлиника).
  2. Область применения: все структурные подразделения Поликлиники. Правила распространяются на всех сотрудников, пациентов и их законных представителей.
  3. Ответственность: Все сотрудники, пациенты и их законные представители.
  4. Термины, определения и сокращения:

 В Правилах применяются следующие определения:

  • пациент – физическое лицо, являющееся потребителем медицинских услуг;
  • представитель пациента – лицо, как юридическое, так и физическое, совершающее действия от имени пациента в силу полномочий и в порядке, установленном действующим законодательством Республики Казахстан;
  • медицинская услуга – комплекс диагностических и лечебных услуг, включающих лекарственную услугу, направленных на сохранение и восстановление здоровья населения;
  • медицинский персонал – врачи, медицинские сестры;
  • информированное согласие – добровольное согласие пациента или его законного представителя на медицинское вмешательство высокого риска, данное им на основе полученной от лечащего врача полной и всесторонней информации в доступной для пациента форме изложения о цели, характере, способах данного вмешательства, связанном с ним вероятном риске и возможных медико-социальных, психологических, экономических и других последствиях, а также возможных альтернативных видах медицинской помощи и связанных с ними последствиях и риске.

      В настоящих Правилах применяются следующие сокращения:

  • манипуляция – стоматологические, хирургические, эндоскопические, диагностические процедуры;
  • ГОБМП – гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.
  1. Ресурсы:
  • стенды с описание прав и обязанностей пациента/законного представителя;
  • памятка о правах и обязанностях пациента.
  1. Документирование:

Запись в КМИС

  1. Описание правил:
    • Медицинский персонал предоставляет информацию о правах и обязанностях пациентов в устной и/или в печатной форме во время пребывания пациента в приемном покое или перед получением медицинских услуг.
    • Права и обязанности пациентов:

Пациенты имеют право на:

  • получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Республики Казахстан, а также дополнительные услуги сверх ГОБМП за счет собственных средств, системы добровольного страхования и иных незапрещенных источников;
  • получение медицинской помощи (ОСМС) в соответствии с перечнем медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования
  • обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в рамках ГОБМП и ОСМС;
  • достойное обращение в процессе диагностики, лечения и ухода, уважительное отношение к своим культурным и личностным ценностям со стороны сотрудников;
  • получение медицинской помощи, определяемой исключительно на основе медицинских критериев, без влияния каких-либо дискриминационных факторов;
  • предоставление сведений об именах и о профессиональном статусе тех, кто будет оказывать медицинские услуги, а также о правилах внутреннего распорядка;
  • при проведении инвазивных медицинских услуг, заполнения в письменной форме информированного добровольного согласия пациента. Письменное информированное согласие подписывается пациентом после объяснение врачом, в доступной для пациента форме, запланированной инвазивной процедуры, включая данные о возможных рисках, преимуществах выбранной процедуры, альтернативных методах лечения и диагностики, а также получения сведения о возможных последствиях отказа от лечебных или диагностических процедур;
  • получение исчерпывающей информации о состоянии своего здоровья, информацию о диагнозе, прогнозе и плане лечебных мероприятий в доступной для пациента форме, а также разъяснение причин выписки его домой или перевода в другую медицинскую организацию;
  • на получение исчерпывающей информации о назначаемом лекарственном средстве;
  • принимать участие в принятиях решений касательно лечения;
  • ознакомление с результатами обследования. Получение медицинского заключения и копию медицинских тестов (по просьбе пациента);
  • выбор или  замену  врача;
  • получение после выписки краткой письменной информации, включающий план лечения и рекомендации, разъясняющие, как заботиться о своем здоровье;
  • сопровождение со стороны законных представителей (в тех отделениях, где это допустимо);
  • облегчение боли в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских технологий;
  • получение независимого мнения о состоянии своего здоровья и проведение консилиума;
  • отказаться от участия в учебном процессе, а также от присутствия третьих лиц (курсантов) при проведении лечебно-диагностических процедур;
  • защиту прав осуществляемыми органами, организациями здравоохранения, а также общественными объединениями в пределах их компетенции;
  • предоставление переводчика (по возможности), если имеется языковой барьер в понимании деталей медицинского ухода (лечения);
  • предъявление жалоб, предоставление предложений и комментариев по предоставляемым услугам через Службу поддержки пациентов или книгу жалоб и предложений;
  • получение, по просьбе пациента, детализацию счета, с объяснениями всех расходов независимо от того, оплачиваете ли пациент услуги самостоятельно или через другие источники. Получение расчетной стоимости запланированного лечения/диагностики до начала процедур;
  • определение выбора лица, которому следует сообщить информацию о состоянии его здоровья;
  • если пациент не совершеннолетний или пациент по состоянию здоровья не в состоянии воспользоваться своими правами, то эти права будут представлены его законному представителю;
  • иные права,   предусмотренные     законодательством  

Республики Казахстан.

  • Обязанности пациента:

В обязанности пациента и его законного представителя входит:

  • уважать нормы и правила медицинской организации;
  • принимать меры к сохранению и укреплению своего здоровья;
  • проявлять в общении с медицинскими работниками и пациентами уважение и тактичность;
  • сообщать врачу всю информацию, необходимую для постановки диагноза и лечения заболевания (жалобах, перенесенных заболеваниях, предыдущих госпитализациях и лечениях, а также аллергиях и т.д.), после дачи согласия на медицинское вмешательство неукоснительно выполнять все предписания лечащего врача;
  • своевременно информировать медицинских работников об изменении состояния своего здоровья в процессе диагностики и лечения, а также в случаях возникновения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, либо подозрения на них;
  • пациент несет ответственность за отказ или несоблюдение плана лечения, после получения информации о последствиях этих решений;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка и бережно относиться к имуществу, сотрудничать с медицинским персоналом при получении медицинской помощи;
  • не совершать действий, нарушающих права других пациентов, уважать личную, конфиденциальную информацию пациентов;
  • соблюдать правила техники безопасности, включая политику борьбы с курением или любого другого правила по общественной безопасности;
  • убедиться, что финансовые обязательства перед медицинской организацией будут погашены своевременно;
  • в экстренных случаях, соблюдать приоритетность экстренных случаев;
  • выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
    • Право на отказ от медицинской помощи:
  • При отказе от медицинской помощи пациенту или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия.
  • Отказ от медицинской помощи с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинских документах и подписывается пациентом либо его законным представителем, а также медицинским работником;
  • В случае отказа от подписания пациентом либо его законным представителем отказа от медицинской помощи осуществляется соответствующая запись об этом в медицинской документации и подписывается медицинским работником.
  • При отказе законных представителей несовершеннолетнего либо недееспособного лица от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, медицинская организация вправе обратиться в орган опеки и попечительства и (или) в суд для защиты их интересов.
  1. Нормативные ссылки:
  • Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском

референдуме 30 августа 1995 года) (Статья 29);

  • Кодекс Республики Казахстан от 7 июля 2020 года № 360-VI ЗРК «О

здоровье народа и системе здравоохранения»

  • Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 октября

2020 года № 672. «Об утверждении перечня гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан»

  • Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 июня 2019

года № 421.  «Об утверждении перечня медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования»

  • Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 21

декабря 2020 года № ҚР ДСМ-299/2020 «Об утверждении правил аккредитации в области здравоохранения»

  • Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5

ноября 2021 года № ҚР ДСМ — 111. «Об утверждении стандартов аккредитации медицинских организаций»

  • Стандарты аккредитации Международной объединенной комиссии

(Joint Commission International Accreditation Standards for Hospital – 6th Edition) 6-е издание, Глава 3: Права пациента и семьи, 2017г., США.