Правила информирования пациентов об их правах и обязанностях
Стандарт операционных процедур:
Правила информирования пациентов об их правах и обязанностях
- Цель: соблюдение прав пациента и его законного представителя во время оказания медицинских услуг в КГП на ПХВ «Городская поликлиника №36» УОЗ г. Алматы (далее — Поликлиника).
- Область применения: все структурные подразделения Поликлиники. Правила распространяются на всех сотрудников, пациентов и их законных представителей.
- Ответственность: Все сотрудники, пациенты и их законные представители.
- Термины, определения и сокращения:
В Правилах применяются следующие определения:
- пациент – физическое лицо, являющееся потребителем медицинских услуг;
- представитель пациента – лицо, как юридическое, так и физическое, совершающее действия от имени пациента в силу полномочий и в порядке, установленном действующим законодательством Республики Казахстан;
- медицинская услуга – комплекс диагностических и лечебных услуг, включающих лекарственную услугу, направленных на сохранение и восстановление здоровья населения;
- медицинский персонал – врачи, медицинские сестры;
- информированное согласие – добровольное согласие пациента или его законного представителя на медицинское вмешательство высокого риска, данное им на основе полученной от лечащего врача полной и всесторонней информации в доступной для пациента форме изложения о цели, характере, способах данного вмешательства, связанном с ним вероятном риске и возможных медико-социальных, психологических, экономических и других последствиях, а также возможных альтернативных видах медицинской помощи и связанных с ними последствиях и риске.
В настоящих Правилах применяются следующие сокращения:
- манипуляция – стоматологические, хирургические, эндоскопические, диагностические процедуры;
- ГОБМП – гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.
- Ресурсы:
- стенды с описание прав и обязанностей пациента/законного представителя;
- памятка о правах и обязанностях пациента.
- Документирование:
Запись в КМИС
- Описание правил:
- Медицинский персонал предоставляет информацию о правах и обязанностях пациентов в устной и/или в печатной форме во время пребывания пациента в приемном покое или перед получением медицинских услуг.
- Права и обязанности пациентов:
Пациенты имеют право на:
- получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Республики Казахстан, а также дополнительные услуги сверх ГОБМП за счет собственных средств, системы добровольного страхования и иных незапрещенных источников;
- получение медицинской помощи (ОСМС) в соответствии с перечнем медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования
- обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в рамках ГОБМП и ОСМС;
- достойное обращение в процессе диагностики, лечения и ухода, уважительное отношение к своим культурным и личностным ценностям со стороны сотрудников;
- получение медицинской помощи, определяемой исключительно на основе медицинских критериев, без влияния каких-либо дискриминационных факторов;
- предоставление сведений об именах и о профессиональном статусе тех, кто будет оказывать медицинские услуги, а также о правилах внутреннего распорядка;
- при проведении инвазивных медицинских услуг, заполнения в письменной форме информированного добровольного согласия пациента. Письменное информированное согласие подписывается пациентом после объяснение врачом, в доступной для пациента форме, запланированной инвазивной процедуры, включая данные о возможных рисках, преимуществах выбранной процедуры, альтернативных методах лечения и диагностики, а также получения сведения о возможных последствиях отказа от лечебных или диагностических процедур;
- получение исчерпывающей информации о состоянии своего здоровья, информацию о диагнозе, прогнозе и плане лечебных мероприятий в доступной для пациента форме, а также разъяснение причин выписки его домой или перевода в другую медицинскую организацию;
- на получение исчерпывающей информации о назначаемом лекарственном средстве;
- принимать участие в принятиях решений касательно лечения;
- ознакомление с результатами обследования. Получение медицинского заключения и копию медицинских тестов (по просьбе пациента);
- выбор или замену врача;
- получение после выписки краткой письменной информации, включающий план лечения и рекомендации, разъясняющие, как заботиться о своем здоровье;
- сопровождение со стороны законных представителей (в тех отделениях, где это допустимо);
- облегчение боли в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских технологий;
- получение независимого мнения о состоянии своего здоровья и проведение консилиума;
- отказаться от участия в учебном процессе, а также от присутствия третьих лиц (курсантов) при проведении лечебно-диагностических процедур;
- защиту прав осуществляемыми органами, организациями здравоохранения, а также общественными объединениями в пределах их компетенции;
- предоставление переводчика (по возможности), если имеется языковой барьер в понимании деталей медицинского ухода (лечения);
- предъявление жалоб, предоставление предложений и комментариев по предоставляемым услугам через Службу поддержки пациентов или книгу жалоб и предложений;
- получение, по просьбе пациента, детализацию счета, с объяснениями всех расходов независимо от того, оплачиваете ли пациент услуги самостоятельно или через другие источники. Получение расчетной стоимости запланированного лечения/диагностики до начала процедур;
- определение выбора лица, которому следует сообщить информацию о состоянии его здоровья;
- если пациент не совершеннолетний или пациент по состоянию здоровья не в состоянии воспользоваться своими правами, то эти права будут представлены его законному представителю;
- иные права, предусмотренные законодательством
Республики Казахстан.
- Обязанности пациента:
В обязанности пациента и его законного представителя входит:
- уважать нормы и правила медицинской организации;
- принимать меры к сохранению и укреплению своего здоровья;
- проявлять в общении с медицинскими работниками и пациентами уважение и тактичность;
- сообщать врачу всю информацию, необходимую для постановки диагноза и лечения заболевания (жалобах, перенесенных заболеваниях, предыдущих госпитализациях и лечениях, а также аллергиях и т.д.), после дачи согласия на медицинское вмешательство неукоснительно выполнять все предписания лечащего врача;
- своевременно информировать медицинских работников об изменении состояния своего здоровья в процессе диагностики и лечения, а также в случаях возникновения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, либо подозрения на них;
- пациент несет ответственность за отказ или несоблюдение плана лечения, после получения информации о последствиях этих решений;
- соблюдать правила внутреннего распорядка и бережно относиться к имуществу, сотрудничать с медицинским персоналом при получении медицинской помощи;
- не совершать действий, нарушающих права других пациентов, уважать личную, конфиденциальную информацию пациентов;
- соблюдать правила техники безопасности, включая политику борьбы с курением или любого другого правила по общественной безопасности;
- убедиться, что финансовые обязательства перед медицинской организацией будут погашены своевременно;
- в экстренных случаях, соблюдать приоритетность экстренных случаев;
- выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
- Право на отказ от медицинской помощи:
- При отказе от медицинской помощи пациенту или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия.
- Отказ от медицинской помощи с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинских документах и подписывается пациентом либо его законным представителем, а также медицинским работником;
- В случае отказа от подписания пациентом либо его законным представителем отказа от медицинской помощи осуществляется соответствующая запись об этом в медицинской документации и подписывается медицинским работником.
- При отказе законных представителей несовершеннолетнего либо недееспособного лица от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, медицинская организация вправе обратиться в орган опеки и попечительства и (или) в суд для защиты их интересов.
- Нормативные ссылки:
- Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском
референдуме 30 августа 1995 года) (Статья 29);
- Кодекс Республики Казахстан от 7 июля 2020 года № 360-VI ЗРК «О
здоровье народа и системе здравоохранения»
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 октября
2020 года № 672. «Об утверждении перечня гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан»
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 июня 2019
года № 421. «Об утверждении перечня медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования»
- Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 21
декабря 2020 года № ҚР ДСМ-299/2020 «Об утверждении правил аккредитации в области здравоохранения»
- Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5
ноября 2021 года № ҚР ДСМ — 111. «Об утверждении стандартов аккредитации медицинских организаций»
- Стандарты аккредитации Международной объединенной комиссии
(Joint Commission International Accreditation Standards for Hospital – 6th Edition) 6-е издание, Глава 3: Права пациента и семьи, 2017г., США.